Что представляет собой водородный автобус?

Водородные автобусы могут появиться на дорогах Москвы уже через один-два года. Об этом в своей колонке для РБК рассказал глава городского департамента транспорта Максим Ликсутов. Он отметил, что в целом стратегия внедрения водородных автобусов в рамках планов по развитию сети экологически чистого транспорта  рассчитана на 30 лет.

Как работают водородные автобусы?

Считается, что первый двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде, создал французский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз в 1806 году. На территории СССР из-за дефицита других видов топлива водород использовался для работы заградительных аэростатов в блокадном Ленинграде. Тогда же в городе на водороде ездило около 600 машин.

Французский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз. Фото: Commons.wikimedia.org

В наше время интерес к водороду в качестве энергоносителя вызван желанием сократить потребление углеводородного топлива, а также уменьшить степень загрязнения атмосферы вредными составляющими выхлопных газов. В случае с автобусами на них обычно устанавливают топливные элементы на протон-обменной мембране (PEM). Их преимуществами являются небольшой размер и вес, а также низкая температура процесса. Для того чтобы снизить выбросы СО2 на 88–90% в полном жизненном цикле, необходимо использовать водород, полученный электролизом, при этом электроэнергия вырабатывается на ветряной электростанции (так называемый «зеленый» водород), либо используется «голубой» водород, который добывают из природного газа с последующим преобразованием CO2 в углерод по технологии CCS (Carbon Capture and Sequestration).

Как отметил Максим Ликсутов, заправка автобусов водородом может проводиться раз в сутки, обеспечивая необходимый пробег. При этом аккумуляторная батарея у таких транспортных средств будет небольших размеров, но с сохранением функции буфера для электроэнергии, потребление которой во время движения неравномерно.

Еще один плюс такого транспорта — водяной пар и тепло, которые выделяются при использовании водорода в транспорте, зимой могут использоваться для отопления салона автобуса.

На данный момент в России работают предприятия, которые имеют опыт производства, хранения и транспортировки водорода, однако в стране все еще необходимо решить вопрос развития заправочной инфраструктуры для такого транспорта. Также для ввода новых автобусов потребуется провести тестирование и сертификацию транспорта и его инфраструктуры согласно требованиям безопасности. 

Почему в Москве хотят ввести водородные автобусы?

По словам Ликсутова, Россия следует условиям Парижского соглашения по климату, в соответствии с которыми к 2030 году выбросы парниковых газов не должны превышать 70% от уровня 1990 года. Для этого в Москве приступили к замене дизельных автобусов на электробусы. На данный момент в столице их 600 штук, что составляет почти 10% от парка наземного транспорта. Ожидается, что к концу 2023 года данный показатель достигнет 2,2 тыс.

«Следующим шагом в развитии энергоэффективного и экологически чистого транспорта является применение водородных топливных элементов для получения электроэнергии непосредственно на самом автобусе, где основным топливом является водород, а потребность в зарядных станциях отпадает», — отметил глава московского департамента транспорта. По словам Ликсутова, данный вид транспорта уже используется в тестовом режиме в некоторых азиатских и европейских странах. «В мире более 500 водородных заправочных станций, из которых около 30% предназначены для заправки только водородных автобусов, и перспектива повсеместного внедрения водородного транспорта может иметь горизонт до 30 лет, который в целом можно отнести и к срокам внедрения водородных автобусов в Москве», — сообщил Ликсутов.

Автобус Mercedes-Benz Citaro на водородных топливных элементах. Фото: Commons.wikimedia.org

По словам главы дептранса, в столице появится возможность приступить к тестированию водородных автобусов после появления на 100% безопасного образца транспортного средства и зарядного устройства. «Но уже через один-два года будет вполне реально выпустить первый водородный автобус на улицы Москвы», — уверен Ликсутов.

О необходимости создать городской общественный транспорт на водородном топливе в конце 2020 года сообщил президент РФ Владимир Путин. «Нужно обязательно <…> к 2023 году сделать городской автобус на водородном носителе — там потом применяется электродвигатель, но на водороде нужно сделать», — заявил глава государства во время совещания с премьер-министром Михаилом Мишустиным. 

Ссылка на источник

Поделиться этой новостью: