Правительство предложило создать базу данных экстремистских материалов

Ведение единой госсистемы хотят возложить на Минюст. Сейчас ведомство уже ведет федеральный список экстремистских материалов, который публикует на своем сайте

Правительство предложило создать базу данных экстремистских материалов

Российский кабмин внес в Госдуму законопроект, в котором предлагается создать в стране федеральный банк данных экстремистских материалов. Соответствующий документ опубликован в электронной базе нижней палаты парламента.

Как следует из пояснительной записки, правительство хочет внести поправки в федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Авторы законопроекта отмечают, что по нынешним законам Минюст на основании решений суда вносит экстремистские материалы в федеральный список, который самже и ведет. Перечень материалов необходимо публиковать на сайте министерства.

Правительство предлагает создать единую государственную информационную систему, которая послужит банком данных всех экстремистских материалов. Авторы законопроекта считают, что эта система облегчит оперативные и следственные мероприятия, которые правоохранительные органы проводят в рамках борьбы с экстремизмом.

Правительство предложило создать базу данных экстремистских материалов

В пояснительной записке отмечается, что создание банка данных не потребует дополнительных бюджетных расходов. Однако на разработку и внедрение системы потребуется время, поэтому поправки в федеральный закон должны вступить в силу только спустя год после их принятия.

«О банке экстремистских материалов я слышу много лет как о плане, который предлагался межведомственной комиссией по противодействию экстремизму. Он долго не создавался,— сказал РБК директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский.— Это вполне разумное начинание, потому что федеральный список экстремистских материалов как таковой— почти бессмысленная вещь для оперативных целей».

База может пополняться материалами, которые фигурируют в уголовных делах и делах об административных правонарушениях, полагает Верховский. «Например, оштрафовали какого-нибудь человека за листовку, она осталась в деле, и никто ее не видит. Самое интересное, что ее и не запрещают: то, за что судят людей, парадоксальным образом никак не связано с тем, внесенли этот материал в список экстремистских; это два разных судебных производства. Еслибы материалы, которые фигурируют в делах, куда-то вносились, то новые следователи и судьи моглибы знать, что по этому материалу уже принято некое судебное решение, он уже оценен юридически. Возникает преюдиция:не надо доказывать второй раз в другом процессе экстремистский характер этого материала»,— пояснил эксперт.

«Я думаю, сама идея федерального списка и судебного запрета материалов порочна. Запрет текста не приводит ни к чему. Ничего не мешает воспроизводить текст в интернете в бесконечном количестве копий, и никаких блокировок не напасешься. По уму нужно заменить федеральный перечень базой, а не дополнять одно другим»,— добавил Верховский.

9 марта Госдума в первом чтении утвердила законопроект, предусматривающий блокировку интернет-ресурсов, на которых содержится оправдание экстремизма или терроризма. Сейчас Генпрокуратура может заблокировать только те сайты, которые содержат прямые призывы к подобной преступной деятельности.

Правительство предложило создать базу данных экстремистских материалов

В начале февраля президент Владимир Путин поручил Верховному суду и Генпрокуратуре проработать возможное смягчение наказания за экстремизм. Речь идет о ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Глава государства предложил ввести в нее административную преюдицию— то есть уголовное наказание будет наступать только за повторное деяние.

Михаил Котляр, Маргарита Алехина

Ссылка на источник

Поделиться этой новостью: