Правительство Великобритании представило стратегию внешней и оборонной политики. Премьер-министр заявил об увеличении расходов на оборону на £24 млрд и более активном сотрудничестве с государствами Индо-Тихоокеанского региона
Борис Джонсон
Великобритания никогда не сможет довольствоваться ограниченными горизонтами региональной внешней политики, для нее нет далеких стран, концепция глобальнойБритании— это не отражение старых обязательств и не выражение тщеславия, а необходимость для безопасности и процветания страны. Об этом заявил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон в палате общин, представляя новый «Обзор оборонной и внешней политики». По словам премьера, это самый значительныйпересмотрстратегии со времени окончания холодной войны.
Британский премьер подтвердил планы правительства потратить £24 млрд на модернизациювоенной инфраструктуры. В частности, будет обновлен ядерный потенциал, заявил Джонсон. В обзоре указывается, что Британия увеличит свой ядерный потенциал на 40%: количество боеголовок Trident увеличится со 180 до 260. Сокращение атомного арсеналабыло объявлено правительством в 2010 году. «Однако, принимая во внимание изменения среды безопасности и существование большего спектра технологических и доктринальных угроз, далее такое продолжаться не можети Великобритания поднимет порог ядерного потенциала»,— говорится в документе. Великобритания сохранит четыре атомные подводныелодки. Но Лондон продолжает декларировать концепциюподдержанияминимальной ударной мощи, «необходимойдля сохранения эффективности сдерживающей ядерной силы против спектра угроз для страны с любого направления», указано в обзоре.
Во внешней политике ключевым союзником Великобритании останутся США, Лондон будет все также приверженным НАТО и продолжит рассматривать Европейский союз, членом которого страна перестала быть, каксвоегопартнера. Однако Великобритания намерена более активновзаимодействовать со странами Индо-Тихоокеанского региона, заявил британский премьер. В следующем месяцеДжонсон, несмотря на продолжающуюся пандемию, намерен посетить Индию. Лондон также намеренвступитьво Всеобъемлющее и прогрессивное транстихоокеанское партнерство (The Comprehensive and Progressive for the Trans-Pacific Partnership). В 2018 году в это объединениевошли 11 стран. Планировалось также присоединение США, но из-за позиции занимавшего тогда поста президента США Дональда Трампа США не присоединились.
Говоря об отношениях с Китаем, Джонсон заявил, что в нихнеобходим сбалансированный подход. «Нет никаких сомнений в том, что КНРсоздаст большие проблемы для открытого общества, такого как наше»,— предупредил Джонсон. Однако Лондон намерен продолжатьработус Китаем, в том числе для развития экономики и борьбы с изменением климата.
В ближайшее время правительство Великобритании также намерено создать новый антитеррористический центр. Будет создан и новый центр кибербезопасности. Говоря об учреждении антитеррористическогоцентра, Джонсон напомнил, что три года назад российские спецслужбыиспользовалив Солсбери боевое отравляющее вещество, что привело к смерти британки Дон Стерджесс. Россия обвинения в использовании химического оружия отрицает.
В правительстве также будет создан еще один органдля быстрого реагирования всех ведомств в случае необходимости— ситуационная комната, заявил Джонсон.
Лидер оппозиционной Лейбористской партии Кир Стармер, комментируя представленный обзор, напомнил, что предыдущие правительства консерваторов шли по пути сокращения расходов на оборону, поэтому нынешнее восстановление начнется с очень низкихпозиций. Он также указал, что об угрозе со стороны России правительство Великобритании говорит не первый год,но никакие из принятых ранее рекомендаций не были воплощены в реальность.
Полина Химшиашвили