Зюганов сравнил расходы на образование в 1945 году и сейчас

А вице-президент РАН Хохлов раскритиковал закон о просветительской деятельности

Если после гражданской войны на среднее образование нашей страны шло 12% госбюджета, а в 1945 году — 26%, или более четверти всего бюджета, то сейчас лишь около 3,5% ВВП, напомнил на парламентских слушаниях Геннадий Зюганов. Власти нехватку средств косвенно признали. Но восполнят ее за счет частных, а не государственных средств — дал понять замминистра просвещения Виктор Басюк.

Фото: Наталия Губернаторова

Недофинансирование образования чревато серьезнейшими последствиями, предостерег Геннадий Зюганов:

– Завод можно разбомбить или взорвать, но за 2-3 года его построят заново. А вот если разбомбить или взорвать образование, для страны это создаст проблему на 20 лет, а для отдельно взятого человека – на всю оставшуюся жизнь. Но что мы видим? После Гражданской войны на образование было направлено 12% бюджета, в 1945 году 26% – более четверти всего госбюджета! В нынешней же России это лишь 3-3,8% ВВП. Эту сумму надо минимум удваивать!

Теперь мы имеем то, что имеем: в 75 регионах России из 85 не выполняются майские указы о размере зарплат учителей. Кое-где базовый оклад учителя  составляет 2 тыс. руб. в месяц, и, чтобы выжить, 14% учителей вынуждены работать на две ставки с нагрузкой в 40, 50 и даже немыслимых 60 часов в неделю. Когда же им при такой нагрузке готовиться к занятиям?! Базовый оклад учителя должен составлять 2 МРОТ. Причем он должен являться средним не только по региону, но и по стране, чтобы сократить разрыв в оплате в разных регионах, достигающий сейчас 7 раз! 

Впрочем, образование бьют у нас не одним лишь рублем, напомнил вице-президент РАН Алексей Хохлов: «Бич образовательной и научной сфер – бюрократизация и бездумная оптимизация, направленные на то, чтобы удобно было управлять, а не учить. На рост бюрократизации, кстати, направлены и непродуманные поправки о просветительской деятельности, благодаря которым учебные и научные заведения теперь должны буквально все согласовывать с министерствами, хотя у тех нет кадров, чтобы давать квалифицированные заключения. Но главное, что авторы закона путают просвещение и пропаганду. Просвещение надо поддерживать, а не ограничивать, а в законе (о просветительской деятельности. – «МК») идет речь об ограничении просвещения. К примеру, в советское время не было никаких ограничений по просвещению населения: академики приходили в школы с лекциями, и никто не проверял, что они там читают. РАН будет и дальше противодействовать принятию этого закона: мы обратимся к Совету Федерации и к президенту с просьбой, чтобы этот закон не был подписан».

Услышат ли власти мнение общественности, не принявшей модель просветительства на новый лад, покажет время. А вот факт острого недофинансирования среднего образования они пусть и не прямо, но признали. Правда, возникший дефицит будет покрыт за счет не столько государственных, сколько частных средств, сообщил замминистра просвещения Виктор Басюк:

– К 2024 году впервые на концессионной основе, за счет частных вложений на сумму 300 млрд руб., будет создано на 380 тыс. мест в школах больше, чем при традиционном бюджетном финансировании. А к 2038 году таким же образом будут построены 1910 новых современных школ на 1,2 млн мест.

Есть и другая новость от Минпросвета. Чиновники, похоже, вняли протестам учителей и родителей против внедрения в школьную жизнь все новых Всероссийских проверочных работ – ВПР. Однако подход к решению этой проблемы также будет нестандартным – из школы уберут не ВПР, а все прочие виды контрольных работ: «Пора уйти от системы школьных, региональных и муниципальных контрольных, которые только отвлекают школу от образовательного процесса», – заявил Басюк.

Думается, что от упразднения избыточных контрольных, будь то ВПР или что-то другое, в конечном итоге выиграют все. Но все же напомнил изречение Блаженного Августина: «Доверяйте больше тем, кто учит, а не тем, кто командует!»

Ссылка на источник

Поделиться этой новостью: